Лунный календарь нганасан: о чём молчат мудрые часы северной природы
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Лунный календарь нганасан: о чём молчат мудрые часы северной природы

15 мая 2021

Рубрики:

КультураИстория
15 мая 2021
Лунный календарь нганасан: о чём молчат мудрые часы северной природы

За всю историю существования человечества люди придумали множество систем исчисления времени. Одни ориентировались при этом на фазы Луны, другие – на движение Солнца, определяющее смену сезонов, третьи – создавали лунно-солнечные календари.

Отсчитывать время по фазам Луны в древности было удобно, так как эти фазы легко наблюдаемы даже невооружённым глазом. Однако каждый лунный год короче солнечного на 10‒11 дней, поэтому для того, чтобы зима, весна, лето и осень, привязанные к движению Земли вокруг Солнца, не смещались, некоторые народы стали добавлять раз в несколько лет 13-й месяц – получался лунно-солнечный календарь. Другие же вообще полностью перешли на солнечный – более современный и более точный. Ацтеки, например, использовали одновременно два календаря с разными целями: лунный – ритуально-религиозный и солнечный – сельскохозяйственный, сезонный.

Счёт лет у всех тоже вёлся по-разному. Так, римские историки считали точкой отсчёта год основания Рима. Мусульмане – дату переселения пророка Мухаммеда из Медины в Мекку. Французские революционеры – дату основания Первой французской республики. В допетровской Руси счёт лет вели от сотворения мира, а после Петра – от Рождества Христова. Таких дат довольно много: народы и государства стремились подчеркнуть важность тех или иных событий, увековечивая их как начало летоисчисления.

nganasan8.jpg

Ремонт песцовой пасти. Кондё Байканович Турдагин работает ножом. Нганасаны. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея

То же, кстати, касается и названий месяцев. Сейчас мы не придаём этому особого значения, но знаете ли вы, что привычные слуху январь, февраль, март, апрель, май и июнь происходят от имён древних богов? Януса, Фебуса, Марса, Афродиты, Майи и Юноны. Месяцы с сентября по декабрь отражают в своих названиях латинские числа. А июль с августом вообще переименовали в честь римских императоров Юлия Цезаря и Октавиана Августа: первый в июле родился, а второй в августе одержал несколько крупных военных побед. Какое отношение имеют римские понтифики и древнегреческие боги к нашей современной жизни? Мы не задумываемся об этом, но веками пользуемся этими названиями.

В древних же календарях было не так. Каждый месяц, его продолжительность, название определялись самой жизнью людей, их укладом. Так было и в традиционном лунном календаре нганасан – коренного народа Таймыра, представителей которого на планете осталось сейчас меньше 900 человек. Жизнь кочевников напрямую зависела от погодных условий, температуры воздуха, миграций животных, их плодовитости и подобных факторов. Эти факторы нашли своё отражение в названиях месяцев.

Старший научный сотрудник Таймырского краеведческого музея и эксперт по культуре северных народов Лидия Аксёнова, сама происходящая из нганасан, поделилась с порталом «Город Онлайн» уникальными сведениями о древнем календаре своих предков.

Зимний год и летний год

У православных год идёт за год. А у нганасан год идёт за два. Поэтому если считать возраст человека по нганасанскому календарю – он будет вдвое больше, чем по обычному. Вот мне 52 года, а по нганасанскому летоисчислению получается 104 – такая «старушка».

В одном году у нганасан два года: зимний из восьми месяцев и летний – из четырёх. Сейчас, с середины мая по середину июня, начался летний месяц и летний год – месяц отёла первых телят. В это время пробуждается земля, становится тепло, в домашних и диких стадах оленей появляется потомство.

nganasan21.jpg

Выделка шкур в чуме Кондё Турдагина. Снято в дыму костра. Нганасаны. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея

Вообще, каждый месяц имеет своё название, и в основном они все связаны с главной хозяйственной деятельностью нганасан – домашним оленеводством. Раньше у нганасан были домашние стада, но в начале 1990-х они у нас исчезли. Молодёжь уже не шла в пастухи, не желала жить в тундре. Соответственно, пастухами оставались люди старшего поколения. Кто-то из них был уже слеповатый, а кто-то ‒ глухой. Естественно, домашние олени могли убежать с дикими. Кроме того, хищники – полярные волки – могли загрызть молодняк. В этот месяц, первый месяц летнего года, у нас оленеводы считай не спали: требовалось по 2‒3 пастуха, которые круглосуточно следили за молодняком.

Зимний год у нганасан начинался где-то в середине ‒ конце сентября, когда начинал выпадать первый снежок, а реки начинали замерзать, и заканчивался в феврале.

Месяцы оленей, гусей и деревьев

У нас месяцы отсчитываются с середины предыдущего по середину следующего за ним месяца и тоже составляют около 30 дней.

Названия месяцев нганасанского календаря (по информации Таймырского краеведческого музея):

летний год

с середины мая по середину июня – месяц отёла первых телят;

с середины июля по середину августа – месяц линьки последних гусей;

с середины августа по середину сентября – месяц линьки гусиных птенцов.

зимний год

с середины сентября по середину октября – Большой месяц;

с середины октября по середину ноября – осени месяц;

с середины ноября по середину декабря – месяц комолого оленя;

с середины декабря по середину января – тёмный месяц;

с середины января по середину февраля – восхода солнца месяц;

с середины февраля по середину марта – месяц заиндевевших деревьев;

с середины марта по середину апреля – почернения (деревьев) месяц (ветви деревьев освобождаются от снега);

с середины апреля по середину мая – холодный месяц.

Как видим, все эти названия связаны с природными явлениями, хозяйственной деятельностью нганасан. Но в основном они связаны с оленем. Это было самое главное богатство у северян. Жили нганасаны по жизни оленей. Кочевали не просто так, а только из-за оленя своего домашнего, потому что ему нужен корм, он на одном месте может всё съесть и умереть с голоду. Поэтому животное шло дальше, а люди за ним перекочёвывали.

nganasan10.jpg

Женщины нганасанки с детьми. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея

Главные календарные праздники – Чистый Чум и Большой День

В конце января – начале февраля, когда появлялись первые солнечные лучи, нганасаны справляли праздник Мазуся. Он мог проводиться и несколько раз в год. Длился праздник в зависимости от силы шамана от 3 до 9‒12 дней. Старики знали, где и когда на него будут собираться нганасаны со всех родов. Справлялся он на большом озере. Там ставился большой чум («ма-зуся» означает «чистый чум»). Все собирались, надевали праздничную одежду – парку, обувь. Эта парка называлась ещё «танцевальная» и «погребальная». Именно эту парку люди надевали, когда женились и выходили замуж и когда умирали.

На празднике происходило не только камлание шамана. Ещё собиралась молодёжь, и парни присматривали себе будущих жён. В это время начинались предсвадебные игры. Бывало так, что за одну девушку могли состязаться, драться несколько парней.

nganasan16.jpg

Шайтанская санка, вид с левой стороны (нганасаны). Принадлежит Карбанеку Турдагину. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея

В основном чуме собирались старики и делились рассказами о своей молодости. Там же и шаман камлал. Молодёжь в основном была вне чума, на улице, где проходили спортивные соревнования.

Второй праздник – Аныо-дялы, «Большой день». Он мог быть в апреле, когда озеро ещё сильно не растаяло, но уже тепло. Ещё он мог начаться, когда пойдёт ледоход или во время солнцестояния – 21 июня. Устраивался в период с апреля по июнь – точное время и место определяли старейшины. Праздник проводился даже раз в несколько лет. На нём самым главным уже был не шаман, а самая уважаемая, самая старая женщина. В это время тоже проходили различные соревнования, игры, состязания.

11112.jpg

Не все рода могли собраться на этот праздник. Если это происходило летом, когда пойдёт ледоход, сложно было всем собраться. Но ближайшие рода собирались.

Личные дни рождения нганасаны никогда не отмечали – даже не знали точный год и месяц своего рождения. Мог кто-нибудь сказать: мама говорила мне, что я родился, когда первые гуси прилетели. Значит, это примерно май. Или если происходило тогда какое-то значимое событие, то запоминали.

Семейные традиции

Когда идёт ледоход, у нганасан была традиция всей семьёй идти к берегу реки. Наша семья до сих пор так делает. Оладьи стряпали, монеты подготавливали – по числу членов семьи, собирали жир олений. Наша мама, самая пожилая, на нганасанском языке обращалась к реке с такими словами: «Спасибо, мать-река, мать-вода, что мы прожили зиму, мы ждём от тебя, вода, много рыбного улова, и мы тебя одариваем». Эти подготовленные дары – оладьи, монеты, жир – мы кидали в воду во время ледохода. Когда бросали копейки, говорили: «Сколько нас есть в семье, пусть столько и останется». И ещё просили воду, чтобы она не забирала детей нганасанских, особенно юношей. Ведь нганасаны не умели плавать, поэтому во время рыбного лова часты были случаи, когда из-за этого погибали люди: во время шторма, не так повернул рыбак или ещё что-то.

Осенью, в сентябре, когда улетали последние гуси, мы выходили и кричали им: «До свидания, гуси, мы с вами ещё увидимся в следующем году!» В мае, когда гуси прилетают, тоже обязательно выходили и говорили: «Здравствуйте, гуси, наконец-то вы вернулись к себе на землю, мы вам очень рады: у нас будет гусиная охота, гусиный жир запасём».

nganasan15.jpg

Нганасан Дюталю Турдагин ставит капкан на песца (снято на реке Янгоде). Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея.

Первые гуси прилетали – разведчики, их не стреляли, к тому же они были ещё не очень упитанные. Лишь после определённого срока, по прошествии полутора-двух недель, начинали охоту – чтобы гуси жир успели нагулять. Раньше гусей не ружьями стреляли. Добывали их с помощью определённой сети, которую выставляли на земле. Гуси в ней запутывались, когда прилетали. Чтобы приманить птиц, вырезали из фанеры муляж, раскрашивали и ставили возле сетей. Из патронов делали манки. Это была коллективная охота, а добыча потом делилась поровну.

Много воды утекло с тех пор…

Сейчас нганасаны уже живут по современному календарю. Про летоисчисление своих предков даже не знают. Лунный календарь просуществовал до тех пор, пока первые русские не пришли на Таймыр. То есть примерно до XVII века. С тех пор как сюда начали ездить с материка экспедиции исследователей, нганасаны стали уже отсчитывать, какой сейчас год, в каком месяце ребёнок родился и так далее.

nganasan18.jpg

Нганасан Кондё Турдагин плетет маут. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея

Названия месяцев лунного календаря нганасан сохранились лишь благодаря трудам советских этнографов, особенно Андрея Александровича Попова. Годами он жил среди нганасан в полевых экспедициях. Сохранением этого наследия мы практически полностью обязаны ему.

Обложка:
Охотники нганасаны Порбин Симдилю и Турдагин Дюталю высматривают диких оленей. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев, Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея