Норильский Заполярный театр драмы. История уникального места
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Норильский Заполярный театр драмы. История уникального места

29 июня 2021

Рубрики:

ГородИстория
29 июня 2021
Норильский Заполярный театр драмы. История уникального места

Заполярный драматический театр имени Владимира Маяковского занимает важное место в жизни норильчан, являясь одной из ключевых культурных точек в городе. В 2021 году творческий коллектив и преданные зрители отметят сразу несколько юбилеев, связанных с его историей. Об облике здания, скандальной пьесе и пожаре, который чуть не уничтожил театр, — в сегодняшнем материале портала «Город Онлайн».

Площадь ярмарочная, она же Театральная

Современное здание Норильского Заполярного драматического театра возвели в 1986 году бригады треста «Горстрой» производственного строительно-монтажного объединения «Норильскстрой» по проекту института «Норильскпроект».

Придумать и «нарисовать» сооружение поручили отделу гражданских сооружений, главным архитектором которого в то время был Анатолий Чернышев. Заказ на этот объект норильские зодчие получили, можно сказать, случайно. В то время специализированным проектным институтом в стране был ленинградский «Гипротеатр». Этот монополист и «окучивал» всю советскую культуру. Работал и для Норильска.

В 1965 году газета «Заполярная правда» написала: «На центральной улице города в ближайшие два года построят драматический театр на 800 мест, при необходимости количество мест можно увеличить до 1300». Не сложилось. Но спустя почти 20 лет муниципальные власти вернулись к идее современного здания театра. Однако использовать устаревший ленинградский проект, разумеется, не стали. Нужна была актуализация.

«Гипротеатр» предложил Норильску здание с концертным залом, вследствие чего стоимость строительства потребовала бы очень больших денег. Не устраивал и обозначенный срок выполнения работы — не менее трёх лет. Это было слишком долго: храм Мельпомены, который располагался тогда на улице Севастопольской, стал небезопасным. В 1981–1982 годах его безуспешно пытались сохранить, промораживая грунты основания, а стены подпирали брёвнами. Забегая вперёд, скажем, что 23 февраля 1987 года здание театра на улице Севастопольской сгорело. Уже полным ходом шёл переезд учреждения на Ленинский проспект, но в пожаре погибло много аппаратуры.

Рассмотрев возможные варианты, местные власти предложили институту «Норильскпроект» заняться проектированием театра. Такого опыта у наших архитекторов не было, но они обещали сделать всё вдвое быстрее ленинградских коллег, да и всегда были под боком, что очень удобно при корректировке проекта.

Место для будущего здания определили на Театральной площади. Старожилы знают, что она не всегда так называлась. В юном Норильске здесь был песчаный карьер, в середине пятидесятых годов — опытный полигон для испытания свайных фундаментов.

Историк норильской архитектуры Станислав Стрючков рассказывает, что полвека назад на этом месте собирались строить здание городского управления внутренних дел — многоэтажное, со шпилем, с широкой лестницей и колоннами. Поскольку первым министром внутренних дел в советской России был Дзержинский, то и площадь назвали его именем. От неё пошла и улица Дзержинского. Через 20 лет площадь переименовали, а улица имени «железного Феликса» в Норильске существует до сих пор.

В 1964 году на будущей Театральной площади открылся летний базар. Тогда в народе, а иногда и в местной печати её называли ярмарочной. Зимой здесь заливали каток и ставили ёлку. В январе 1965 года власти согласовали проектное задание на строительство Дома промышленности (управления Норильского комбината).

Городская газета сообщала: «На площади Дзержинского планируется строить Дом промышленности. Комплекс зданий состоит из 19-этажного центрального корпуса, пятиэтажных боковых, двухэтажного блока кафе и конференц-зала и реконструируемого здания школы. Намечается разместить здесь управление Норильского комбината, управление строительства, конструкторский отдел, управления снабжения, жилищно-коммунального хозяйства и торговли, вычислительный центр, центральный диспетчерский пункт». Мечта о норильском «небоскрёбе» тоже не сбылась.

4.jpg

В 1983 году появился рабочий проект и принято окончательное решение о сооружении в центре города нового храма Мельпомены. 2 апреля на ярмарочной площади состоялся митинг по поводу начала возведения здания в присутствии директора Норильского комбината Бориса Колесникова и мэра города Юрия Смолова. Начальник управления строительства комбината Валерий Караваев положил памятную медаль под первую сваю.

Так в Норильске ещё не строили

Проект предложили выполнить молодому архитектору Владимиру Шихову. Четыре месяца театр существовал в его воображении в разных вариантах. Наконец техническому совету института был предложен эскиз — две прямоугольные коробки: одна лежит, а другая стоит. Решение неоригинальное, но в целом его одобрили. Однако сам автор свою первую версию забраковал. Искал особенный вариант, поэтому решил наклонить крышу.

Станислав Стрючков, фрагмент из книги «История домов и людей»:

«Наклон объединит оба куба здания, предотвратит снеговые заносы. Вот от этого наклона и пошёл раскручиваться облик сегодняшнего здания».

Вскоре после проектирования к Шихову подключили выпускников архитектурных факультетов Виктора Зезюлю и Александра Захарова, а также Владимира Болезина. Руководителем авторского коллектива являлся Анатолий Чернышев, главный архитектор отдела гражданских сооружений института «Норильскпроект». Но облик театра определили именно идеи Шихова.

Станислав Стрючков, фрагмент из книги «История домов и людей»:

«Прямо с кульмана чертежи попадали к строителям. Это беспрецедентная организация работы: сегодня нужен ростверк, а завтра уже колонны. Проект театра сложен даже для профильного института, для «Норильспроекта» — тем более. Всё — от внешнего вида и до последнего болтика — архитекторы придумывали сами. Объём проектной документации составил более 1300 полноформатных листов ватмана. Театр был одним из последних авторских проектов в нашем городе».

Первую сваю установили бригадир управления «Фундаментстрой» В.Ф. Молчанов и водитель треста «Строймеханизция» И.Р. Милевич. Здание возводил первый участок треста «Горстрой».

Сначала объект собирались сдать к празднованию «золотого» юбилея Норильского комбината в июле 1985 года, но этому помешало отсутствие опыта такого строительства. Срок сдачи перенесли на 7 ноября 1986 года. Чтобы успеть, строители урезали помещения театра. Пострадали актёрские гримуборные и сцена, про вспомогательные цеха «забыли». Смету расходов сократили без участия строителей.

Однако к годовщине революции не успели. Государственная комиссия приняла здание Заполярного театра драмы 31 декабря 1986 года с оценкой «отлично». Торжественный митинг в честь этого события состоялся 8 января 1987 года. Начальник производственного строительно-монтажного объединения «Норильскстрой» Валерий Латышев и главный архитектор проекта Анатолий Чернышев вручили символический ключ от театра артистам.

Газета «Заполярная правда»:

«Сорок пять месяцев строился Заполярный драматический. Не взяв за аналог ни один из существующих вариантов, бригада «Норильскпроекта» оригинально решила поставленную задачу. Необычна конфигурация театра. Вид его со всех сторон привлекателен. Учитывалась даже игра светотеней. Фасад своей необычной компоновкой придаёт всему зданию ту лёгкость и пластичность, которой, казалось, невозможно добиться в рамках окружающего архитектурного однообразия. Здание это — объект в нашем городе уникальный, а потому очень сложный».

Здание, рассчитанное почти на 600 мест, получилось очень нарядным. Площадь перед новым театром сразу стали называть Театральной. Официально это имя закреплено за ней с 2007 года.

При этом в театре проблемы обнаружились уже в день премьеры. Архитекторы и строители прогадали с наклоном зрительного зала. С задних рядов была видна не вся сцена, а портал над ней смотрелся тяжеловато. Плохой оказалась акустика и вентиляция. Позже наклон зрительного зала увеличили, сцену подняли на десять сантиметров. Совершенствование здания закончилось к 50-летию Заполярного драматического театра.

Особое назначение с последствиями

Премьеру на новой сцене ждали как событие особенное. 28 февраля 1987 года открытие 46-го театрального сезона состоялось скандальной пьесой Виктора Левашова «Особое назначение» («Завенягин в Норильске»). Автор определил её как драматическую хронику.

Режиссёр Анатолий Кошелев позже вспоминал: «Идея работы с материалами о Завенягине тогда, в 1986-м, рождала массу проблем — ведь надо говорить о Норильске 1938 года, зоне, лагере, самоубийстве Орджоникидзе, странном, если не сказать трагическом назначении Завенягина в Норильск, участии в этом Сталина и так далее».

Так сложилось, что исполнитель главной роли внешне был просто двойником Авраамия Завенягина, только выше ростом, и незадолго до постановки приехал работать в Норильский театр. По отзывам, Юрий Цурило играл масштабно, вдохновенно и азартно. Получилась крупная личность, каким и был Завенягин.

Сегодня Юрия Цурило хорошо знают театралы Санкт-Петербурга, где актёр служит с 1993 года, и все российские кинозрители — по фильмам «Хрусталёв, машину!», «В августе сорок четвёртого», «Казус Кукоцкого», «Дубровский», «Вий», «Чёрное море» и десяткам других картин.

Спектакль «Особое назначение» прожил в Норильском театре три года, шёл 45 раз, им начинались гастроли в других городах.

Судьба театра в наши дни

В 2002 году театр вновь чуть не сгорел. Пожар начался 19 марта около полудня. Почти полностью выгорел зрительный зал. Рухнула люстра, сгорела световая и звуковая аппаратура. Пожару была присвоена третья категория сложности. К счастью, никто не пострадал.

6.jpg

Заведующая литературной частью Заполярного театра Лада Шебеко в книге «Самый северный» пишет, что пожар начался перед началом читки — первой репетиции пьесы Григория Горина «Забыть Герострата!».

Лада Шебеко, фрагмент из книги «Самый северный»:

«В зрительном зале раздался хлопок, упала люстра, загорелись кресла, затем огонь перекинулся на сцену, пострадало свето- и звуковое оборудование. Ход расследования осложнялся тем, что никто не видел, как вспыхнул огонь».

пожар.jpg

К счастью, он не перекинулся за сцену: декорации, костюмы к спектаклям, реквизит не пострадали. По приблизительным подсчётам, ущерб от пожара составил 85 миллионов рублей.

Восстанавливать театр помогал весь Норильск. Был открыт специальный счёт для добровольных пожертвований. Благотворительный вечер в пользу театра провели в Городском центре культуры, затем во Дворце культуры комбината. На деньги, собранные норильчанами, купили новую роскошную люстру в зрительный зал.

Пока нельзя было играть «дома», труппа Заполярной драмы отправилась на многодневные гастроли в Дудинку, выступала в Городском центре культуры и Талнахском культурно-досуговом центре имени Высоцкого.

Восстановили здание после пожара достаточно быстро — за девять месяцев. Первым спектаклем в обновлённом здании стала трагикомедия «Забыть Герострата!».

Летом 2002 года на Театральной площади установили фонтаны из нержавейки. Они не прижились, но каждое лето на площади появляются кафе и аттракционы. У «драмака» собирается молодёжь кататься на роликах и скейтбордах. На площади проходят городские праздники.

В декабре 2009 года региональным законом Норильский Заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского по всей совокупности достижений отнесён к числу особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края.

Норильский Заполярный драматический театр в 2021 году отмечает:

  • 80 лет существования (первый спектакль состоялся 6 ноября 1941 года);
  • 60 лет присвоения имени Владимира Маяковского (получил его в 1961 году к двадцатилетию учреждения);
  • 35 лет окончания строительства здания на Ленинском проспекте, д. 34 (Театральная площадь).

Чтобы всегда быть в курсе культурной жизни Норильска, пользуйтесь «Афишей» на портале «Город Онлайн».

10696049147865792_7652.jpg

Фото: 2gis.ru

Источник фото:
Фото: Юлия Федосеева