Клоун Евгений Чумак: «Так и напишите, что Женю Чумака, клоуна Ван Гога, нужно позвать в Норильск!»
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Клоун Евгений Чумак: «Так и напишите, что Женю Чумака, клоуна Ван Гога, нужно позвать в Норильск!»

21 июля 2022

Рубрики:

ТворчествоЛюди
21 июля 2022
Клоун Евгений Чумак: «Так и напишите, что Женю Чумака, клоуна Ван Гога, нужно позвать в Норильск!»

В 2012 году норильчанин Евгений Чумак уехал в Москву в погоне за мечтой стать драматическим актёром. Жизнь сложилась так, что свой творческий потенциал он реализовал в иной сфере — в клоунаде.

Портал «Город Онлайн» побеседовал с артистом и узнал, как он выбирает истории, которые хочет воплотить на сцене, чем зарубежные зрители отличаются от российских и какими чертами характера должен обладать хороший клоун.

Социальная сеть: vk.com/chumchela

Эстрада, а не драма

 
Я с детства хотел быть драматическим актёром и свой путь начинал в норильской театральной студии «Синяя птица» — там я занимался до окончания школы. Ещё два года обучался в колледже на хоровика-народника, а в 2012 году решил уехать в Москву и поступить в театральный институт.

Очень сильно картавил, поэтому в столице меня никуда не брали — слетал уже в первых турах. Тогда мой друг предложил попробовать свои силы в Питере и записал на прослушивание на факультет эстрады института на Моховой к главному режиссёру клоун-мим-театра «Лицедеи» Борису Уварову. И меня взяли. Всем очень понравилась моя пластика.

IMG-20220711-WA0001.jpg

Тогда я ничего не знал о клоунаде, потому что в Норильске это искусство никак не представлено. Если люди постарше ещё помнят Юрия Никулина или Вячеслава Полунина, то младшее поколение — уже нет. Я и сам Никулина только по фильмам знал. Но, обучаясь, потихоньку начал погружаться в эту среду и вместе с этим влюбляться в неё.

Институт, правда, я окончил не со своим курсом: из-за травмы ноги брал академический отпуск. И как раз во время этого «отдыха» я прошёл кастинг в петербургский Цирк на Фонтанке, попав в труппу худрука Вячеслава Полунина. Там я отработал одну программу, а вторую — уже с Олегом Поповым, который тогда вернулся в Россию.

Кстати, до пандемии я ещё прошёл отбор в Cirque du Soleil, но так до него и не доехал — он закрылся из-за коронавируса.

IMG-20220711-WA0006.jpg

Масштабный цирк и камерный театр

 
Театральная и цирковая клоунада — разные вещи. Цирк — это более агрессивная и масштабная среда, потому что там большое пространство, много энергии и людей. Театр — это что-то поэтическое, уютное, камерное, интимное. Если удариться в аналогии, то это как говорить с толпой или с кем-то делиться секретами тет-а-тет.

В цирк люди приходят за развлечением, поэтому там сложно доносить какие-то очень тонкие вещи. Сделать это — большое мастерство. Но это не значит, что театральная клоунада проще, ведь театр посещают ещё и для того, чтобы подумать.

Сейчас активно развивается и другой вид цирка, отличный от классического, в котором артист выходит, отрабатывает номер и уходит, а клоун служит связующим звеном, залепляющим «дырки». Новый цирк стремится поэтизировать повествование, превратить его в единое театральное действо с общей концепцией. Например, Cirque du Soleil работает именно так.

Мои работы для меня как дети

 
Конечно, есть спектакли, которые запали мне в душу. На «Снежном шоу» Вячеслава Полунина я был раз шесть. Каждый раз меня перетряхивало: я смотрел и телепортировался в детство.

Ещё люблю все спектакли швейцарского режиссёра Дэниэле Финци Паски и его «Театра ласки». Вживую я видел три постановки. Очень поэтичные и трогательные. Нравятся все работы внука Чарли Чаплина Тьерре Джеймса. Всё это незабываемые вещи: один раз увидел — а с тобой осталось на всю жизнь.

Из своего творчества я не могу обособить что-то. Мои работы для меня как дети — нельзя выделить кого-то одного и наречь любимчиком. Это как пять пальцев на руке — один отрежешь, а болеть везде будет.

IMG-20220711-WA0005.jpg

Поэтому у меня к каждой своей работе особенное отношение. Это всегда что-то родное и искреннее. Так что я не могу сказать, что люблю что-то меньше, а что-то больше.

Клоун Ван Гог

 
Сейчас мой главный проект — спектакль по Ван Гогу. Я вдохновился его творчеством и решил сделать постановку по его биографии и переписке с братом.

Мне нравится его философия и взгляд на жизнь. Своим творчеством он хотел прикасаться к людям. Это очень во мне отозвалось, совпало с моей личной целью. Поэтому я решил, что нужно поделиться этим вдохновением с другими.

IMG-20220711-WA0000.jpg

Есть один художник, — к сожалению, запамятовал его фамилию, — он рисует скетчи, главный герой которых — Ван Гог, похожий на персонажа комиксов, такой немного карикатурный. Эти работы очень трогательные, лиричные, там он такой одинокий романтик. И они так запали мне в душу, что я решил через клоунаду передать образ Ван Гога.

Я не знаю, как другие выбирают истории, которые хотят воплотить на сцене, но я просто беру то, что вдохновляет, оставляет отклик, вызывает в душе желание поделиться. Ты просто думаешь, что это красиво, трогательно, по-доброму, и хочешь, чтобы и остальные так же взглянули на вещи, через твою призму.

Запатентованный образ

 
Существует мнение, что клоуны чуть ли не патентуют свой эксклюзивный образ или грим. Да, есть образ, в котором ты чаще всего работаешь, и у некоторых он узнаваемый. Например, у Юрия Никулина, Вячеслава Полунина, Чарли Чаплина или Марселя Марсо. Но чаще на первом плане всё-таки человек.

Взять хотя бы легендарного американского клоуна Джанго Эдвардса. Ему не по душе система одного образа, он говорит, что у него есть тысячи персонажей, поэтому сегодня он может быть одним, а завтра — другим. И всё это — грани тебя. И мне сейчас ближе именно такое.

Если говорить о фишках, которые использую во время выступлений… Я мим. Обучался этому в Варшавском центре пантомимы. Ещё я пластичный, умею жонглировать и держать баланс, имитировать звуки и битбоксить.

Зарубежная и российская публика

 
За границей я не только обучался, но и выступал. Бывал в Латвии, Литве, Польше, Италии, Германии, Швейцарии и других странах. И, конечно же, российский зритель сильно отличается от европейского.

Мы делаем уличный театр, осваиваем это направление, хотим его продвигать, чтобы образ человека, показывающего представление вне сцены, ассоциировался не с неудавшейся судьбой и попрошайничеством, а с творчеством.

IMG-20220711-WA0007.jpg

И, работая на улице, очень отчётливо понимаешь разницу менталитетов. Например, в Швейцарии дети, перед тем как подойти к тебе для взаимодействия, сначала спрашивают разрешения у родителей. Российские ребятишки — сразу бегут напролом, не останавливаясь ни перед чем.

Если делаешь интерактив со взрослыми в той же Швейцарии, они чётко выполняют то, о чём их просишь. Россияне или жители ближних стран (например, Латвии) действуют по своему плану, активно начинают играть свою историю, тебя не слушают, а ты не знаешь, куда в этот момент деваться.

Азиатские зрители — вообще параллельная вселенная. Это какой-то другой культурный код. Они воспринимают всё иначе и смеются над совершенно неожиданными вещами, которые для тебя кажутся обычными. В то же время на юмористические в твоём понимании моменты не реагируют.

Не знаю, какой из этих подходов мне нравится больше. Всё зависит от настроения. Иногда хочется, чтобы внутри номера человек просто следовал за тобой, а иногда жаждешь импровизации. Порой незапланированная игра приносит большие эстетические подарки, вы рождаете что-то совершенно неожиданное. Это всегда лотерея. Но чаще она проходит со знаком плюс.

Клоун должен чувствовать людей

 
Любой клоун — это индивидуальность. Ты смотришь на него и думаешь, что раньше такого не видел. При этом они бывают настолько разные! Например, есть Леонид Енгибаров, поэт на сцене, со своей лирикой и отсутствием «сумасшедших» вещей, а есть Джанго Эдвардс, который может выйти к публике голышом и творить невероятные штуки.

Мне кажется, хороший клоун в первую очередь должен быть честным к себе, любознательным, уметь вникать в жизнь, глубоко проживать её, набираться опыта, впитывать всё. Это касается не только клоунов, а всех артистов. Ты должен уметь чувствовать людей, налаживать контакт.

IMG-20220711-WA0011.jpg

Клоунада — это твой персональный путь. Ты погружаешься в это искусство и постепенно начинаешь искать своё. Ведь бывают всякие клоуны: глупые и умные, грустные и смешные, агрессивные и жёсткие. Их великое множество.

Тортики и анекдоты

 
Творчество истощает внутренние ресурсы артистов, поэтому, чтобы не «умирать» после каждого выступления, нужно уметь держать баланс. Потому что как только ты начинаешь везде-везде заполнять собой пространство, то силы уходят неимоверно быстро. Потом очень сложно войти в состояние радости. А туда «попасть» нужно, ведь зрители чувствуют, если ты не кайфуешь от того, что делаешь.

При этом во время представления публика тебя же и восстанавливает. Вы обмениваетесь энергией. Да, ты устаёшь физически, но внутри ты одухотворённый и наполненный.

Есть и другие, более прозаичные способы вернуться в нормальное состояние после выступлений. Я предпочитаю есть торты и рассказывать друзьям анекдоты. Ещё люблю ходить в баню.

Кино — это совсем другой язык

 
Я снялся в нескольких фильмах и могу сказать, что кино — это совсем другой язык. Ты можешь выйти на улицу, манеж, сцену и отыграть свою программу, а можешь выйти на съёмочную площадку, но там будет уже другой зритель и другие правила. Короче говоря, это такое же место для реализации.

Например, мы с моим коллегой Павлом Алёхиным недавно поучаствовали в картине «Майор Гром» — сыграли сектантов. И ничего смешного в наших ролях не было. Но мне нравится пробовать что-то новое, поэтому я постоянно в поиске.

Хочется сделать что-то осязаемое

 
Так случается, что то, что для меня изначально было хобби, иногда переходит на сцену. Когда я начал крутить бугенги — это такие С-образные палки, — у меня и в мыслях не было, что когда-нибудь использую их в представлении.

Но есть и исключения, конечно. Мне очень нравится резьба по дереву. Сидишь, фигурки делаешь. Мне как артисту это важно. Ведь мы создаём нематериальные вещи, которые не потрогаешь. А тут ты смастерил что-то и можешь поделиться, показать другу или соседу.

Результаты нашего труда, к сожалению, нельзя взять в руки. Поэтому ты иногда не понимаешь, полезен ли этому миру, что конкретно ты создал. Вот и хобби возникают такие, чтобы результат работы получить здесь и сейчас, чтобы его можно было «опредметить».

Нет, я не буду клоуном

 
Думаю, я бы уехал из Норильска, даже если бы не решил поступать в театральный вуз.

Мне в школе, когда я говорил, что стану актёром, отвечали: «Ой, да ты будешь тамадой или клоуном». Я недовольно заявлял: «Нет, я не буду клоуном!». Тогда я просто ничего не знал об этом, а сейчас думаю: какое счастье, что я стал тем, кем являюсь.

В Петербурге проще с перемещениями. Оказывается, всё так близко. Тут понимаешь, что постоянно хочешь куда-то поехать, попутешествовать по России или по загранице. Хотя, наверное, я бы и в Норильске на месте не сидел. Тут не в городе дело.

Я, кстати, уже лет девять не был в Норильске. Позовите меня. Вот я вам заявляю. Прямо так и напишите: «Женю Чумака, клоуна Ван Гога, нужно позвать в Норильск!». Правда, очень хочу съездить, мне часто снятся родные места.

Но эта поездка займёт много времени, да и добираться проблематично, поэтому мне нужен какой-то повод. Надо организовать спектакли. Как раз привёз бы клоунаду, чтобы наши зрители увидели.

IMG-20220711-WA0012.jpg

«Северный» менталитет

 
В «южном» и «северном» менталитете есть различия. Норильчане отличаются взаимовыручкой. Например, если у тебя заглохла машина, то почти каждый проезжающий мимо автомобилист будет останавливаться и предлагать помощь. Люди знают, что если ты останешься стоять на «аварийке», то просто замёрзнешь. Они держатся друг за друга из-за суровых условий.

На юге такого нет. Там вообще очень «быстрая» жизнь. Ты только приехал, а тебя уже везут в какой-то ресторан, ты ешь плов, а на вопрос: «Когда мы будем делать дела?», тебе отвечают, что всё потом. Присутствует такая южная горячая кровь, так сказать.

Рекомендации

Художник Лёша Павлов: «Образы лежат между реальностью и фантазией»