Языческие ритуалы, европейская мода и мракобесные ёлки: история Нового года
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Языческие ритуалы, европейская мода и мракобесные ёлки: история Нового года

27 декабря 2022

Рубрики:

История
27 декабря 2022
Языческие ритуалы, европейская мода и мракобесные ёлки: история Нового года

Новый год — самый любимый праздник россиян. В этот день, когда только-только подступают крещенские морозы, а впереди минимум два месяца лютой зимы, в наших домах необычайно тепло. Мы нарезаем оливье, готовим «шубу», заливное, наряжаем ёлку и ждём чуда. Ведь именно в эту ночь, с 31 декабря на 1 января, кажется, что всё изменится: все будут счастливы, здоровы и богаты. А так ли на самом деле важна дата? Или, может быть, важна связь поколений и наших традиций? Портал «Город Онлайн» предлагает вспомнить, как начинался этот праздник на Руси, а также в какие его символы мы до сих пор верим.

Четыре Новых года

 
Празднование Нового года берёт своё начало со времён язычества на Руси. Наши предки отмечали Новолетие в день весеннего равноденствия в период с 20 по 22 марта. Славяне связывали праздник с рождением бога Ярилы (Солнца). У многих древних народов весна считалась началом нового периода, ведь именно тогда просыпалась ото сна земля и была готова вновь зарождать в себе жизнь в виде пропитания. Праздновали Новый год славяне ярко и сытно — пекли каравай в виде Солнца, жгли костры, плясали и танцевали вокруг наряженных деревьев (дуба или берёзы). А дети, как символ новой жизни, обходили соседские дома с заговорами на удачу и благополучие и взамен получали подарки.

1 Четыре Новых года. В тексте Новолетие у древних славян.jpg

Фото: Новолетие у древних славян | mtdata.ru

Был ещё один праздник — Коляда. Его наши предки отмечали с 25 декабря по 6 января. В этот период славяне украшали дома еловыми ветвями, острые иголки которых, по древнему поверью, отгоняли злых духов. Эта традиция, как считается, многими культурами была заимствована как раз у наших предков. Колядки — обрядовые песни славян во время ритуальных обходов по домам — до сих пор встречаются в России.

В декабре славяне старались задобрить морозный дух и оставляли ему угощения в виде блинов и кутьи.

После принятия христианства Новый год на Руси начали отмечать 1 марта, согласно юлианскому календарю. Как и у язычников, ещё три с половиной столетия праздник был связан с пробуждением земли от зимней спячки. В 1348 году в Москве состоялся Никейский Собор, на котором приняли решение отмечать Новый год 1 сентября. Но ещё несколько десятилетий люди праздновали по старой привычке 1 марта. Потом и вовсе дважды в год: осенью и весной, пока царь Иван III не утвердил одну-единственную дату — 1 сентября. В этот день в храмах по всей стране проходили торжественные служения, звенели колокола. Праздник имел больше духовное значение. Разве что вечером можно было собраться в доме главы семейства и выпить за накрытым столом вина, медовухи или пива.

По-настоящему светским Новый год стал при Петре I. В 1699 году император издал указ №1736 «О праздновании Нового года». Так с 1700 года отмечать Новолетие стали 1 января на манер европейских стран. Незадолго до подписания указа царь как раз вернулся из Великого посольства по зарубежным странам. Традиции празднования этого дня за границей сильно впечатлили молодого императора.

Пётр I лично запустил первый в России фейерверк, привезённый из Европы.

Император наказал украшать домовладения еловыми ветвями и деревьями. Русские люди эти новомодные идеи приняли не сразу: по древним поверьям еловая ветвь была символом скорби и даже мистики. Традиция кидать их на похоронах никак не связывалась с праздничным настроением. Но активное участие императора в создании атмосферы сыграло свою роль. По всей стране жгли праздничные костры, стреляли из ружей, пушек и мушкетов, угощали и дарили подарки по случаю явления Нового года. А на Красной площади, где проходило главное торжество, запускали салюты.

2 В тексте Тренд на ёлки зародился при Петре I.jpg

Фото: Тренд на ёлки зародился при Петре I | ekogradmoscow.ru

Из Указа Петра I «О праздновании Нового года»:

«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года».

Европейский Новый год быстро понравился россиянам. Ещё бы — отмечать праздник надлежало целых семь дней.

3 Новогодние гуляния в России при Петре I.jpg

Фото: Новогодние гуляния в России при Петре I

Как у нас появилась, пропала и снова появилась ёлка

 
Изначально, как говорилось выше, украшением Новолетия являлись ветки ели, сосны, можжевельника. И лишь вдоль знатных домовладений и значимых зданий устанавливались вечнозелёные деревья. Слишком уж хорошо они смотрелись на заснеженном фоне. Но в некоторых дворах ради детских забав стали украшать ёлки сладкими подарками. Изначально в качестве наряда главного символа праздника использовали яблоки, орехи, сладости. Летописцы упоминают в своих документах, что со временем родители с детьми даже стали заранее обдумывать убранство — шили, вязали и лепили из воска игрушки. Но до традиции устанавливать дерево в доме дело не дошло.

Зато ёлки стали на какое-то время своеобразным маркетинговым ходом питейных заведений — у входа в кабаки перед Новым годом выставляли наряженные деревья. Убирали их лишь в конце осени, чтобы в декабре вновь поставить свежие. Было даже такое выражение «идти под ёлку», что означало идти в кабак.

4 В тексте После смерти царя ёлки стали атрибутом питейных домов _.jpg

Фото: После смерти царя ёлки стали атрибутом питейных домов | im.kommersant.ru

Первые искусственные ёлки появились в СССР в 60-х годах и сразу завоевали бешеную популярность — хозяйки оценили практичность аналога живого символа праздника.

Со смертью Петра I традиция украшать дворы ветками вечнозелёных деревьев пропала. Так и остались ёлки лишь у питейных домов.

Вновь вернула моду в России на новогодние деревья российская императрица Александра Фёдоровна. Рождественский символ появился в царском дворце в 1917 году. А уже годом позже нарядными ёлками украшали знатные дома.

5 В тексте Жена Николая I Александра Фёдоровна вернула моду на ёлки.jpg

Фото: Жена Николая I Александра Фёдоровна вернула моду на ёлки

Когда пал царский режим, в стране запретили праздновать Новый год и Рождество. А ёлки, ветки и другая мишура считались мракобесием. Символ главного праздника у россиян не раз становился предметом обсуждений: дерево то разрешали, то запрещали.

Из материалов газеты «Известия» (6 января 1930 года):

«1930 лет гуляет по белу свету несуразная, нескладная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе, на унижение угнетённых и обездоленных тружеников, на злое издевательство и надругательство над ними... Надеть ярмо рабочему на шею, ударить революцию крестом по голове — вот подлый классовый смысл рождественской легенды».

Точку в вопросе поставил Иосиф Сталин, когда в 1935 году за пару дней до Нового года разрешил украшать дерево к празднику. Телеграммы молниями разослали во все детские учреждения страны с директивами нарядить ёлку и устроить торжество для детей. Деревья украшали не только гирляндами, но и знаменитыми растяжками «Спасибо родному Сталину за наше счастливое детство».

6  последний абзац до морозки.jpg

Злой Морозко или добрый Дед Мороз

 
Образ Деда Мороза впервые появился в культуре наших предков-язычников. Там он предстал в образе Морозко, Трескуна или Студенца. Славяне представляли его низеньким дедушкой с бородой из инея со слезами в виде сосулек. Язычники считали Морозко злым и жестоким божеством, повелителем ледяного холода и пурги.

7 В тексте Славяне считали Морозко злым духом.jpg

Фото: Славяне считали Морозко злым духом | trendymen.ru

В русском фольклоре Морозко имеет преимущественно положительные черты: изморозь на окнах он рисует, чтобы дети с удовольствием рассматривали картинки, а землю снегом посыпает, чтобы урожай удался.

В советские годы появился образ доброго Деда Мороза. Тогда же он обзавёлся внучкой Снегурочкой. Дед Мороз заменил рождественского Санту — Святого Николая. Ведь Рождество по-прежнему не отмечали.

Первый Дед Мороз выступил на новогоднем утреннике 1937 году в Доме Союзов. Постепенно образ доброго волшебника стал неотъемлемой частью главного праздника и его неизменным символом в России. А в 1999 году у Деда Мороза появился личный дом в Вологодской области, в Великом Устюге.

Многовековые традиции

 
Издревле было принято ставить на стол самые вкусные угощения. У наших предков значимым блюдом была булочка из белого теста с начинкой, пареная репа с мёдом, овсяный кисель. Немалую роль играла народность. У каждой были свои фирменные блюда. А ещё — климатические нюансы: на юге, например, праздничные булочки были с орехами, а на севере — с ягодой. Со временем ассортимент стола расширялся.

Как и сейчас, во времена христианского праздника русские люди старались надевать хорошую одежду, красивую. Это был не только календарный праздник, но и религиозный. Несмотря на то что у людей был разный уровень достатка, праздничную одежду берегли, чтобы пойти в храм.

8.jpg

Все новогодние приметы россиян не перечислить: что-то досталось нам от язычников, что-то пришло из европейской моды, были и христианские поверья, и даже советские. Некоторые из них противоречат друг другу. Например, язычники не открывали окон после 1 января и вплоть до мартовского Нового года, потому что считали, что январь и февраль — это время тёмных духов. Боялись, что зло может просочиться в дом. А вот европейский дух Рождества и Нового года, напротив, велел выпускать из окон все беды пережитого года и впускать в жилище дух молодого и успешного года.

Девушки верили, что подвешенное на ёлку кольцо принесёт замужество. А замужние женщины набрасывали на плечи платок, чтобы сохранить здоровье и семью.

Хоровод — это обрядовая традиция наших предков. С помощью этого ритуала славяне создавали огромный энергетический вихрь. Вокруг дерева его водили неслучайно. Таким образом наши предки взаимодействовали со своим божеством. Дерево было символом жизни, а посолонь — хоровод по часовой стрелке — активизировал её.

Идёт из древности и обычай закрывать долги в уходящем году, чтобы не тянуть за собой обязательства. Помогать в канун Нового года нуждающимся тоже старая традиция. Считалось, что это удвоит богатства дающего.

При этом главная традиция, которая остаётся неизменной на протяжении всего времени и связывает поколения: Новый год нужно встречать в кругу семьи и близких.

Рекомендации

Встреча со сказкой: как подготовить ребёнка к приходу Деда Мороза